
24 марта 1918 года опубликовано Постановление ВЧК о создании местных ЧК. «Чрезвычайки» были губернскими, городскими, уездными, транспортными, сельскими, фабричными, а также разъездными карательными отрядами и экспедициями. В Киеве в 1919 году угнездилось сразу 16 карательных учреждений.
К чести русских людей надо сказать, что в то время они не очень охотно шли в ВЧК: христианская вера не позволяла резать невинных и убивать стариков и детей. Большевики обратились к «инородцам». За приличное жалование латыши, ляхи, китайцы, венгры и прочие лихие люди с удовольствием взялись за эту работу. Платили неплохо — 10, потом 15 рублей в день. Служба оказалась кормящей. Из Литвы потёк ручеёк служить стрелками в ВЧК. В 1919 году 55% работников ВЧК были латышами: Лацис, Петерс, Заковский, Закис, Забельский, Петровс, Берзень, Шульборг и т.д. Заплечных дел мастерами были и латышки Браже, Штальберг, Грикис, Викерс и др. Здесь было равноправие полов. Стрелять русских могли как мужчины, так и женщины. Последние особенно преуспели в изощренных пытках, которым подвергали своих жертв. После трудового дня они предпочитали отдыхать от дел праведных, используя завоевания революции… Например: комиссарша, (она же журналистка) Лариса Рейснер держала большой штат прислуги и принимала ванны из пяти видов шампанского. Ей пытались выговорить, и Л.Рейснер, этот преданный партиец, улыбалась: «Разве мы делали революцию не для себя?» («Немало справжніх подвигів здійснила революціонеркам журналіст буремних років громадянської війни Лариса Рейснер…»).
В Россию для службы в ВЧК ехали на заработки: чехи, евреи, поляки, венгры (5-6 тыс.шт), латыши, немцы и т.п.
К концу 1915 года в России живут и трудятся 40 тыс. китайцев, а в 1917 — уже 75 тыс.шт. Работают они на железной дороге рабочими без квалификации.
Большевики, не имея опоры в среде русского народа, для уничтожения этого же народа призвали этих инородцев. Китайцы за хорошее жалование пошли служить почти все. Они славились своей невероятной жестокостью. Якир держал при себе отряд из 500 надёжных китайцев.
Голод и нищета, устроенные большевиками, гнали людей браться за любую работу. Но богобоязненный русский народ презирал наёмных убийц-мучителей. С годами эта служба становилась всё почётней и заманчивей: большие пайки, льготы и главное, ничего не надо делать, только стрелять.