
Широкое применение противником отравляющих веществ заставило русское командование искать способы противодействия. Противогазов или не было, или они были неисправны, да и мало доверял солдат «господским изобретениям».
Применяли ватно-марлевые повязки. А более всего надеялись на то, что обстреляет артиллерия дымы и не будут они надвигаться сплошным фронтом. А во взводах и отделениях русской пехоты назначались «разбрасывальщики», «поджигальщики» и т.п. для того, чтобы на дне окопа разложить горючий материал: хворост, сухую траву, тряпьё и пр., полить всё это керосином и в нужный момент поджечь. Горячий воздух, поднимающийся из окопа, поднимет и облако газа, и газ ветром будет перенесён через позиции.
Голь на выдумку хитра. Тогда, как и сейчас, армия не была готова к отражению атак противника с применением неизвестного доселе оружия. Хотя сейчас — понятно. Самый страшный враг армии и народа — внутренний. Все эти серые и жёлтые кровопийцы — чиновники-коррупционеры, не уступающие гражданским чиновникам, и силовики, поражающие не газами, а коррупцией, с которой бороться намного сложнее. Там, где начальство, там, как правило, — коррупция.